fond41 (fond41) wrote,
fond41
fond41

Удивительное путешествие кролика Эдварда в МХТ

Yes, it was my way

Воскресный вечер, 19:00. На Малой сцене МХТ атмосфера детского утренника: с первого по десятый ряд на соседних местах: взрослый – девочка, мальчик – взрослый. Детский утренник в полумраке, на ночь глядя. Спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» категории 8+ дают вечером. Ну да, на сайте МХТ так и написано: «Спектакль для взрослых и детей старше 8 лет».

На сцене – все атрибуты детской постановки, но на заднике – интерьер с немыслимой мешаниной из портретов и картин всех времён, жанров и стран происхождения: разбирайтесь, взрослые искусствоведы… Да, это сказка. По ходу действия детский голос откуда-то сзади спросил: «Что такое “кабаре”?». Что ж, ребёнок не только посмотрит сказочную историю с легко-читаемым и насыщенным событийным планом, но и расширит свой кругозор, уже неплохо. Однако, вместе с этим ему придётся узнать, может быть впервые в жизни, что два очень разных слова, два по-отдельности уж точно знакомых слова, «девочка» и «смерь», могут оказаться неразрывно связаны. Но не надо бояться, это же сказка…

Искушённые взрослые за канвой истории могут рассмотреть, как 9 великолепных актёров и один артист-пока-без-диплома всё это делают на сцене, как у них всё получается. Как им по плечу по пять персонажей за вечер на каждого. Как девочка с косичками из начала спектакля выходит дамой в шляпе в конце… Как вдруг на сцену выплывет Фрэнк Синатра, или Елена Камбурова, или Татьяна Доронина… Как слева доносится оригинальная «живая» музыка в исполнении автора. Как белые плоскости декорации оживают сменяющимися цветными картинами. А может быть, взрослый вспомнит себя ребёнком, если его в детстве водили в театр?

Получается, этот спектакль – пример того идеального спектакля, который для всех возрастов (1)? Временами он вызывает детский восторг.

Вообще-то герои на сцене 82 минуты только тем и занимаются, что разговаривают с фарфоровым кроликом, а зрители слушают комментарии о происходящем такого человекообразного зверька с длинными ушами. Конечно, на самом деле действующие лица ведут свой внутренний диалог, они притворяются, что говорят с кроликом, иначе окружающие ещё подумают, что они сошли с ума (2). И присутствие кролика для каждого из них оказывается кусочком счастья, но только если кролик не для бизнеса, а для души. При этом сказочный кролик восприимчив к событиям быстротекущей жизни, он меняется и сам, как снаружи, так и внутри.

Да, поправочка, ещё герои на сцене 82 минуты смотрят на звёзды. Нет, конечно, они смотрят не только на звёзды, но они не забывают это делать время от времени.

Этот спектакль не только для всех, но и про всё. В нём есть и happy end, и life end. Ещё один спектакль про смерть и любовь, сказочную смерть и сказочную любовь. Но главное, он всё-таки про «путь жизни», про внутреннее взросление, про неизбежность ломки писклявого детского фальцета в бас повидавшего виды взрослого. 82 минуты, и вся жизнь.

Эта изобретательная и современная сказка американской писательницы Кейт ДиКамилло сделана, разумеется, по законам литературы. Её можно классифицировать и найти немало аналогов. Как написано в одной из рецензий, Путешествие кролика Эдварда – это и «классический роман взросления», и «road movie». Эдвард – наследник Нильса, путешествующего с дикими гусями по Скандинавии. При желании тут можно нафантазировать и библейские ссылки. Важно то, что кролик вернулся, вернулся в тот дом, где появился, вернулся другим [человеком?]. Но, несмотря на то, что дом внешне выглядит так же, дом тоже изменился: девочка повзрослела, её родители состарились. Какие чувства сохранились или возникли вновь у Эдварда к своей первой хозяйке? Осталось ли место Эдварду в этом доме? Как выглядит жизнь на пенсии фарфорового кролика, чья голова склеена из 21 кусочка, а сердце разбито? Однако, эти размышления – уже за рамками сказки. Сказка закончилась. За то, что происходит после сказки, сказка ответственности не несёт.

Дверь театра выпускает наружу: Камергерский переулок, Москва, Россия. Меня здесь не было только 82 минуты? – Удивительное дело…

P.S. Перед закрытием занавеса на сцене все герои – вместе за столом. Люди с серьёзными лицами неподвижны, как на фото, их взгляд устремлён в бесконечность. Кролик Эдвард, физически лишившийся ушей «из настоящей кроличьей шерсти» и ставший удивительно похожим на Александра Молочникова, напротив, вертится на стуле и задувает одну свечку на торте. Про что это? Все умрут, а я останусь? Один год игрушки проходит в среднем за 70 человеческих лет? Игрушка бессмертна? Удивительное путешествие кролика Эдварда продолжается? Загадка без разгадки.

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) Режиссёр спектакля - Глеб Черепанов. Молодой и талантливый, предельно актуальный.
Самая большая театральная несправедливость последнего времени – отлучение зрителей от другого, уже почти вышедшего, спектакля Г.Черепанова под названием Луизиана. Мне неизвестна эта история. Конечно, так бывает, что спектакли не выходят. Вполне допускаю, что принимающие решение нашли какой-то непреодолимый изъян в постановке. Но её стоило выпустить хотя бы потому, что она – воплощённый режиссёром ответ на абстрактный вопрос "В чём магия театра?": в конце спектакля вдыхаешь – и физически не можешь выдохнуть, настолько фантастичен финальный полёт покрова, собирающего всё воедино. Форма торжествует. Это апофеоз Формы на сцене МХТ. Вот! А вот, кажется, и причина: противостояние Театра Мейерхольда и Театра Станиславского по-прежнему актуально и в наши дни, первый не выживает на сцене второго. Хотя, возможно, всё намного прозаичнее, и формы здесь ни при чём. Но так или иначе, в результате зрители посредством спектакля Луизиана уже не получат очевидно-невероятный, объемно-зримый, гениально-придуманный режиссёром интегральный образ. И это очень-очень грустно, поскольку такой образ – воспоминание на всю жизнь.

(2) Возможно, кролик Эдвард – реанкарнация Белого кролика из другой, официально не сошедшей со сцены, но давно не идущей постановки МХТ под названием «Белый кролик» с А.Мягковым?
Tags: МХТ Черепанов Молочников Гладких
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments